ОСОБЕННОСТИ ВОСПИТАНИЯ НА РАЗНЫХ СТАДИЯХ ДЕТСКОГО РАЗВИТИЯ
СТАДИЯ СУЩЕСТВОВАНИЯ (от рождения до 6 месяцев):
Полезное поведение родителей
- Поддерживать детей в выполнении задач развития
- Обеспечивать любящую, последовательную заботу
- Реагировать на потребности ребенка
- Думать за ребенка
- Держать на руках и смотреть на ребенка во время кормления
- Говорить ребенку и повторять звуки, которые издает ребенок
- Выражать заботу в том, что прикасаться, смотреть на ребенка, говорить и петь ему
- Искать помощь, когда не уверены, как заботься о ребенке
- Быть надежным и заслуживающим доверия
- Организовывать заботу о себе со стороны других взрослых
Вредное поведение родителей
- Не реагировать на зов ребенка
- Не прикасаться и не держать на руках достаточное время
- Реагировать сурово, гневно, возбужденно
- Кормить раньше, чем ребенок даст знать, что он голоден
- Наказывать ребенка
- Не обеспечивать здоровую окружающую обстановку
- Не обеспечивать достаточной защиты, в том числе от старших братьев и сестер
- Критиковать ребенка за что-либо
- Игнорировать ребенка
СТАДИЯ ДЕЙСТВИЙ (от 6 до 18 месяцев):
Полезное поведение родителей
- Поддерживать детей в выполнении задач развития
- Продолжать создавать атмосферу любви и безопасное окружение для детей
- Защищать ребенка от повреждений
- Продолжать обеспечивать ребенка питанием, заботливыми прикосновениями и поощрениями
- Говорить по два “да” на каждое “нет”
- Обеспечивать ребенка разнообразными сенсорными ощущениями (массаж, музыка, игры в “ку-ку” и пирожки, горшки и кастрюли, кубики, мягкие игрушки, игрушки, которые издают шум и т.д.)
- Воздерживаться прерывать ребенка, когда это возможно
- Воздерживаться интерпретировать поведение ребенка: “Тебе нравится смотреться в зеркало”
- Вместо этого называть поведение ребенка: “Юля смотрит в зеркало”
- Повторять звуки, которые издает ребенок
- Много говорить ребенку
- Реагировать, когда ребенок затевает игру
- Заботиться о собственных потребностях
Вредное поведение родителей
- Не обеспечивать защиту ребенка
- Ограничивать подвижность ребенка
- Критиковать или стыдить ребенка за исследование или за что-нибудь еще
- Ругать или наказывать
- Ожидать, что ребенок не будет трогать “ценные” вещи
- Ожидать, что ребенок будет ходить на горшок
- Игнорировать ребенка
СТАДИЯ МЫШЛЕНИЯ (от 18 месяцев до 3 лет):
Полезное поведение родителей
- Поддерживать детей в выполнении задач развития
- Продолжать создавать атмосферу любви, ласки, безопасности и обеспечивать защиту
- Помогать ребенку переходить от одного занятия к другому
- Давать простые и ясные указания, которым ребенок может следовать; поддерживать и хвалить за достижения
- Учить ребенка основным командам для обеспечения безопасности (например, подойди, нельзя, иди, сядь, встань)
- Устанавливать разумные границы поведения и следить за их выполнением
- Радоваться способности детей думать
- Уделять время и обеспечивать возможности для развития мышления ребенка
- Поощрять причинно-следственное мышление
- Давать информацию для чего делать что-либо, как это делать и т.д.
- Позволять детям выражать как позитивные, так и негативные чувства
- Учить, как выражать чувства иначе, чем, ударив кого-либо или что-либо
- Оставаться стабильными во время вспышек гнева ребенка, не уступать и не злоупотреблять властью
- Ожидать, что ребенок будет думать о собственных чувствах и начнет думать о чувствах других людей
- Объяснять “почему”, “как” и обеспечивать ребенка другой информацией
- Говорить как что называется
- Воздерживаться от споров кто прав, кто виноват
- Относиться к ребенку как к “удивительному двухлетке”
- Заботиться о собственных потребностях
Вредное поведение родителей
- Говорить слишком много “не делай” и недостаточно “делай”
- Втягиваться в борьбу за власть с ребенком
- Считать, что будут хорошими родителями, если у них ребенок послушный
- Относиться к ребенку как к “ужасному двухлетке”
- Отказываться устанавливать границы и требования к поведению детей
- Ожидать слишком многого от детей
- Ожидать, что ребенок будет играть с другими детьми, прежде чем научится играть “около” других
- Не наказывать за недумание
- Стыдить и игнорировать ребенка
СТАДИЯ ИДЕНТИЧНОСТИ И СИЛЫ (от 3 до 6 лет):
Полезное поведение родителей
- Поддерживать детей в выполнении задач развития
- Продолжать создавать атмосферу любви, безопасности и обеспечивать защиту
- Поддерживать детей в исследовании мира вещей, людей, идей, чувств
- Поощрять ребенка радоваться тому, что он мальчик или девочка, учить, что оба пола хороши
- Ожидать, что ребенок будет выражать чувства и соединять чувства с мышлением
- Давать ребенку информацию о мире и корректировать ложную информацию
- Отвечать на вопросы
- Обеспечивать приемлемые позитивные и негативные последствия действий ребенка
- Использовать такой язык, чтобы было ясно, кто за что отвечает
- Поощрять использование фантазии и разделение фантазии и реальности
- Хвалить за хорошее поведение
- Аккуратно реагировать по мере проявления детского любопытства к человеческому телу и разнице между мальчиками и девочками
- Сохранять контакт с людьми, которые помогают родителям заботиться о себе
- Разрешать собственные проблемы, возникшие на этой стадии, по мере их проявления
Вредное поведение родителей
- Дразнить
- Проявлять непоследовательность
- Не ожидать, что дети будут думать самостоятельно
- Не желать отвечать на вопросы
- Высмеивать ролевые игры или фантазии
- Реагировать на фантазии ребенка как на реальность
- Использовать фантазии, чтобы пугать или смущать ребенка
- Вступать в споры кто прав, а кто не прав и кто или что лучше или хуже
- Игнорировать ребенка
СТАДИЯ СТРУКТУРЫ (от 6 до 12 лет):
Полезное поведение родителей
- Поддерживать детей в выполнении задач развития
- Продолжать создавать атмосферу любви, безопасности и обеспечивать защиту
- Оценивать безопасность мира ребенка и учить его навыкам разрешения конфликтов
- Поддерживать усилия ребенка учиться делать что-либо по-своему
- Давать много поощрений при обучении новому
- Быть надежным источником информации о людях, мире и вопросах, связанных с полом
- Бросать вызов негативному поведению и решениям, поощрять причинно-следственное мышление
- Не соглашаться с искажениями действительности
- Быть четким относительно того, кто за что отвечает
- Поощрять способности ребенка думать логично и творчески
- Предлагать способы решения проблем
- Обсуждать с ребенком, как и когда убегать, плыть по течению или стоять на своем
- Устанавливать и поддерживать необходимые необсуждаемые и обсуждаемые правила
- Позволять ребенку испытывать неопасные естественные последствия своих действий
- Давать понять, что Вы продолжаете заботиться о ребенке, даже когда он не согласен с Вами
- Поощрять отделение реальности от фантазии, поощряя ребенка рассказывать Вам о них
- Быть внимательным к проявлениям подросткового поведения и не поощрять, чтобы ребенок рос слишком быстро
- Быть самому ответственным и поощрять ребенка быть ответственным за свои решения, мысли и чувства
- Способствовать развитию навыков ребенка, находя учителей в области его интересов: сначала такого, который поощряет и полон энтузиазма, потом такого, который учит навыкам и требует качественного исполнения, только позднее, возможно ближе к юности, того, кто послужит образцом для подражания
Вредное поведение родителей
- Быть непоследовательным в поддержании правил
- Настаивать на совершенстве
- Ожидать, что ребенок научится необходимым навыкам без инструкций. помощи и стандартов
- Заполнять все время ребенка уроками и занятиями, так что ребенку не хватит неструктурированного времени для своих интересов и усвоения полезных правил
- Потворствовать ребенку, не настаивая на выполнении работы по дому и том, чтобы он был полезным членом семьи
- Не позволять ребенку почувствовать себя плохо на короткое время
- Устанавливать слишком жесткие правила или не устанавливать их
- Не желать или не иметь способности обсуждать верования и ценности, переоценивать правила и не ожидать, что ребенок будет развивать навыки личной ответственности
- Игнорировать ребенка
СТАДИЯ ИДЕНТИФИКАЦИИ, СЕКСУАЛЬНОСТИ И ОТДЕЛЕНИЯ (от 12 до 19 лет):
Полезное поведение родителей
- Поддерживать подростков в выполнении задач развития
- Продолжать создавать атмосферу любви, безопасности и обеспечивать защиту
- Принимать все чувства подростков и говорить, как это было, когда у Вас появились сексуальные чувства
- Конфронтировать неприемлемому поведению
- Ясно выражать свою позицию относительно наркотиков и сексуального поведения
- Не соглашаться с искажениями действительности
- Определять способы, которыми подросток отделяется от семьи и поощрять те из них, которые поддерживают его и являются независимыми
- Понимать и поощрять проработку задач ранних стадий развития
- Радоваться и приветствовать взросление подростка
- Поощрять растущую независимость, принимать ту идентичность, которую приобретает подросток и стремиться, чтобы подросток был честен перед собой и осваивал приемлемое в обществе поведение. Это может отличаться от ожиданий и мечтаний, которые родители имеют по отношению к ребенку
- Участвовать в общественных мероприятиях по поддержанию безопасности в школе и на улице
Вредное поведение родителей
- Не откликаться на потребности, не проявлять заботу
- Удерживаться от заботливых прикосновений
- Реагировать сексуально на сексуальное созревание подростка
- Устанавливать слишком жесткие правила или не устанавливать их, проявлять непоследовательность в поддержании правил или отказываться обсуждать правила
- Не ожидать, что подростки будут думать и решать проблемы
- Грубо шутить о сексуальности, интересах, фантазиях, мечтах, внешности или друзьях
- Не препятствовать деструктивному или саморазрушающему поведению — от наркотиков до ограниченных друзей и интересов
- Пытаться удерживать ребенка от отделения
- Не позволять ребенку почувствовать себя плохо на короткое время
- Игнорировать ребенка
Литература: J. Illsley Clarke, C. Dawson. Growing Up Again, 1998