Поддерживающие послания для развития детей
СТАДИЯ СУЩЕСТВОВАНИЯ (от рождения до 6 месяцев):
- Я рад, что ты живешь
- Ты принадлежишь этому миру
- Твои потребности важны для меня
- Я рад, что ты — это ты
- Ты можешь расти в своем темпе
- Ты можешь чувствовать все свои чувства
- Я люблю тебя и охотно забочусь о тебе
СТАДИЯ ДЕЙСТВИЙ (от 6 до 18 месяцев):
- Ты можешь исследовать и экспериментировать, а я буду поддерживать и защищать тебя
- Ты можешь использовать все свои чувства, чтобы исследовать мир
- Ты можешь делать что-нибудь столько, сколько тебе нужно
- Ты можешь знать, что ты знаешь
- Ты можешь интересоваться всем
- Мне нравится, как ты проявляешь инициативу, растешь и учишься
- Я люблю тебя и когда ты активен, и когда ты спокоен
СТАДИЯ МЫШЛЕНИЯ (от 18 месяцев до 3 лет):
- Я рад, что ты начинаешь думать сам
- Ты можешь сердиться, и я не позволю тебе ранить себя или других
- Ты можешь говорить нет и проверять границы столько, сколько тебе нужно
- Ты можешь учиться думать за себя, и я буду думать за себя
- Ты можешь думать и чувствовать одновременно
- Ты можешь знать, что тебе нужно и просить о помощи
- Ты можешь отделяться от меня, и я буду продолжать тебя любить
- СТАДИЯ ИДЕНТИЧНОСТИ И СИЛЫ (от 3 до 6 лет):
- Ты можешь исследовать кто ты и кто — другие люди
- Ты можешь быть сильным и в то же время просить о помощи
- Ты можешь попробовать разные роли и способы как быть сильным
- Ты можешь понять результаты своего поведения
- Все твои чувства приемлемы для меня
- Ты можешь понять, где фантазия и где реальность
- Я люблю тебя таким, какой ты есть
СТАДИЯ СТРУКТУРЫ (от 6 до 12 лет):
- Ты можешь подумать прежде чем сказать да или нет и учиться на своих ошибках
- Ты можешь доверять своей интуиции, чтобы решить что делать
- Ты можешь найти тот способ что-то делать, который годится для тебя
- Ты можешь научиться правилам, которые помогут тебе жить с другими
- Ты можешь научиться, когда и как не соглашаться
- Ты можешь думать за себя и получать помощь вместо того, чтобы быть несчастным
- Я люблю тебя, даже когда мы разные, мне нравится расти вместе с тобой
СТАДИЯ ИДЕНТИФИКАЦИИ, СЕКСУАЛЬНОСТИ И ОТДЕЛЕНИЯ (от 12 до 19 лет):
- Ты можешь знать — кто ты и учиться навыкам независимости
- Ты можешь понять разницу между сексом и заботой и отвечать за свои потребности, чувства и поведение
- Ты можешь развивать собственные интересы, представления и взаимоотношения
- Ты можешь научиться использовать старые навыки по-новому
- Ты можешь становиться все более мужественным или женственной и все же иногда быть зависимым
- Я буду рад увидеть тебя взрослым
- Моя любовь всегда с тобой, я доверяю тебе просить моей поддержки.
ПОДДЕРЖИВАЮЩИЕ ПОСЛАНИЯ ДЛЯ СУЩЕСТВОВАНИЯ
Эти послания особенно важны от рождения до шести месяцев, в раннем подростковом возрасте, для людей больных, усталых, пострадавших и ранимых, а также для всех остальных.
ПРИМЕРЫ:
НОВОРОЖДЕННОМУ ПОДРОСТКУ 12 ЛЕТ ВЗРОСЛОМУ
ты имеешь полное право быть здесь
Доброе утро, Петя. Как хорошо, что ты у нас есть! | Привет! (с объятием) | Рад тебя видеть, здравствуй! |
твои потребности важны для меня
О, ты снова голоден. Сейчас тебя покормлю. | Я готов тебе помочь. | Ты горюешь, что твой отец умер. Я сочувствую и готов тебе помочь. |
я рад, что ты мальчик/девочка
Я так и надеялся, Петя, что ты будешь мальчиком. | Ты меняешься. Мне нравится как ты выглядишь. | В этом платье ты выглядишь очень женственно. |
ебе не нужно спешить (спешить расти)
Ничего, ты будешь сидеть сам, когда будешь готов. | Конечно, я помогу тебе сложить одежду. | Ты можешь это делать просто для удовольствия, не спеши! |
мне нравится держать (обнимать и т.д.) тебя
Мне нравится держать тебя на руках, Петя | Давай пообнимаемся! | Хочешь, помассирую тебе спину? |
ПОДДЕРЖИВАЮЩИЕ ПОСЛАНИЯ ДЛЯ ДЕЙСТВИЙ
Эти послания особенно важны от 6 до 18 месяцев, для 13-14 летних, для людей начинающих новую работу или вступающих в новые взаимоотношения, для людей начинающих осваивать новые навыки, а также для всех остальных.
ПРИМЕРЫ:
РЕБЕНКУ 6-18 МЕСЯЦЕВ ПОДРОСТКУ 13-14 ЛЕТ ВЗРОСЛОМУ
тебе не нужно хитрить (быть находчивым, остроумным. глупым, больным, счастливым, упрямым, хрупким, занятым), чтобы получить поддержку
Что ты делаешь, Саша? О, это очень интересно! | Ты, конечно, сдашь экзамен! И помни — я тебя люблю какая бы ни была оценка. | Тебе не нужно так уставать. чтобы о тебе позаботились; я могу тебе помочь! |
можно действовать(пробовать, проявлять инициативу, быть любопытным, инициативным) и получать поддержку и защиту в то же время
Привет, Саша! Куда это ты идешь с этим большим ведром воды? Давай я помогу вынести его на улицу! | Я знаю, что это страшно пойти помогать в больнице, но я думаю, что это хорошее дело. Я помогу, чем смогу. | Ты можешь пойти на эти вечерние занятия. Я помогу тебе с работой по дому. |
ПОДДЕРЖИВАЮЩИЕ ПОСЛАНИЯ ДЛЯ МЫШЛЕНИЯ
Эти послания особенно важны для детей от 18 месяцев до 3 лет, для среднего подросткового возраста, а также для всех остальных.
ПРИМЕРЫ:
РЕБЕНКУ 18 МЕС — 3 ЛЕТ ПОДРОСТКУ 15-16 ЛЕТ ВЗРОСЛОМУ
я рад, что ты растешь
О, тебе нужны новые ботинки — ты вырос! | Ты выглядишь очень взрослой в этом новом платье! | Ты можешь начать новую карьеру сейчас! (от себя) |
я не боюсь твоего гнева
Ты выглядишь сердитым! Я готов тебе помочь. | Для меня нормально, когда ты сердишься. | Слушай и не меняй тему пока я не договорю! (от супруга) |
ты можешь думать о своих чувствах
Сердиться это нормально, но я не разрешу тебе бить Мишу. | Когда ты сердишься, тебе не нужно быть беспомощной. Думай! | Мне тоже страшно. Давай подумаем, что мы можем сделать. (от учителя детей) |
тебе не нужно заботиться обо мне думая за меня
Ты можешь делать умные вещи, когда ты захочешь — я горжусь тобой все равно. | Ты не обязана получать хорошие оценки только, чтобы твои родители выглядели хорошо | Твой успех и мое самоуважение — это разные вещи. (от супруга) |
ты можешь знать что ты хочешь и что тебе нужно и думать
Скажи мне, когда тебе что-нибудь будет нужно. | Подумай, что тебе нужно и скажи мне. | Я могу научиться тому, что мне нужно, даже, если другие считают, что это ни к чему. (от себя) |
ПОДДЕРЖИВАЮЩИЕ ПОСЛАНИЯ ДЛЯ ИДЕНТИЧНОСТИ
Эти послания особенно важны для детей от 3 до 6 лет, для подростков, для людей решившихся быть самими собой и просить прямо то. что им нужно, для людей, отказывающихся от устаревшего и неадекватного образа жизни, отказывающихся от костылей и осваивающих более здоровый образ жизни, а также для всех остальных.
ПРИМЕР:
РЕБЕНКУ 3-6 ЛЕТ ПОДРОСТКУ 16-17 ЛЕТ ВЗРОСЛОМУ
ты можешь быть сильным и в то же время нуждаться в поддержке
Я вижу, что ты пробуешь делать много нового. Я здесь, если я тебе буду нужен. | Если ты просишь то, что тебе нужно, ты становишься более независимым, а не менее. | Я могу конкурировать на работе и все же иногда просить, чтобы меня поддержали. (от себя) |
тебе не нужно быть испуганным, больным, грустным, или сердитым, чтобы о тебе позаботились
Если ты кончишь хныкать и скажешь, что тебе нужно, я помогу тебе. | Сегодня важная игра, а ты опять заболел. Ты можешь найти лучший способ, чтобы тебя заметили, чем болеть. | Я могу понять, когда я устал, и отдохнуть до того, как заболею! (от себя) |
ты можешь выражать свои чувства прямо
Ты можешь сказать мне, что ты чувствуешь сейчас. Сердиться нормально. | Я лучше бы услышал, что ты чувствуешь, чем видел как ты дуешься. | Скажи мне, что ты чувствуешь сейчас; меня это не шокирует. (от друга) |
ПОДДЕРЖИВАЮЩИЕ ПОСЛАНИЯ ДЛЯ СТРУКТУРЫ
Эти послания особенно важны для детей от 6 до 12 лет, для старшего подросткового возраста, для людей всех возрастов попадающих в новые общественные условия (организации, новый бизнес, группы, семьи, на пенсию), а также для всех остальных.
ПРИМЕР:
РЕБЕНКУ 6-12 ЛЕТ ПОДРОСТКУ 17-20 ЛЕТ ВЗРОСЛОМУ
ты можешь подумать, прежде чем сделать это правило своим
Ты можешь решить, согласен ли ты с учителем. Следуй его правилам в школе, но ты не обязан делать это везде. | Будь собой! Посмотри годятся ли тебе ценности других людей. | Я не обязана соглашаться с супругом. Я могу не соглашаться, не пытаясь изменить его. (от себя) |
ты можешь доверять своим чувствам, чтобы понять что делать
Когда ты не уверен, что делать, прислушайся к своим чувствам. | Подожди немного — ты поймешь что лучше всего сделать. | Ты пытался использовать логику. Теперь доверься своим чувствам. (от себя) |
ты можешь делать это по-своему
Мне нравится, что у тебя свой собственный способ письма. | Мне нравится твой стиль! | Главное, чтобы работа была сделана! (от начальника) |
ты можешь не соглашаться
Мне нравится, что у тебя свое мнение. Мы не всегда должны соглашаться. | Мы видим это по-разному. | Давай выслушаем разные мнение прежде чем решим что-нибудь. (от семьи) |
тебе не нужно страдать, чтобы получить то, что тебе нужно
Я тебе приготовлю пирог. Ты не обязательно должен заболеть, чтобы я для тебя что-то приготовила. | Ты можешь найти новых друзей. Ты не обязан выносить оскорбления за то немногое хорошее, что ты получаешь от этого человека. | Тебе не нужно работать все время, чтобы порадовать нас. Мы тебя будем любить такой, какая ты есть. (от семьи) |
«Циклы Силы. Стадии развития ребенка и человека»
Памела Левин